четверг, 22 августа 2013 г.

Школьное самоуправление.

О школьном самоуправлении


Актуальна ли тема школьного самоуправления?
Рассмотрим этот вопрос с двух позиций - с позиции ученика и педагога. С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание; он готов к изменениям, испытывает потребность в самоопределении и в своих достижениях.
С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет учащимся повысить социальную компетенцию, развивать социальные навыки поведения. 


Мы знаем, что в условиях совместной деятельности результат более качественный и работа сама проходит плодотворнее, нежели подросток работал индивидуально. У них возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

Они стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы, при этом важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

Важность и необходимость создания школьного самоуправления для педагогов понятна. 

В каждой школе может быть своя система школьного самоуправления, свои министерства, должности, порядки, но можно выделить схожие направления деятельности органов ученического самоуправления:

  • представительское направление - участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения по вопросам школьной жизни, участие в работе общешкольного самоуправления
  • разрешение конфликтов - посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности
  • информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета
  • шефское направление - организация шефства старших над младшими
  • внешние связи - организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседских школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом
  • организаторское направление - поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников
  • правозащитное направление - защита прав учеников в школе

Отношения педагогов и учащихся строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивает наличие правил, которые вместе выработаны. Создается обстановка взаимоответственности и взаимного доверия. Самоуправление - это один из способов обучения детей демократии, подготовки к жизни в демократическом обществе. Ставится задача выявления будущих лидеров, способных повести за собой. 

Педагог, работающий в системе самоуправления, должен помнить, что нельзя подменять подростков там, где они сами могут справиться. Необходимо иметь выдержку, терпение, готовность поддерживать инициативы, важно уметь уважать решения учеников и помогать им их реализовывать. Нудно избегать прямого нажима даже тогда, когда мнения учеников кажутся совершенно ошибочными, учить видеть не только внешнюю сторону, но и узнавать ценностные представления, побудительные мотивы, ожидания, интересы, настроения. 

Почему падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления?

  • кадровый вопрос. Неготовность педагогов к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.
  • декларирование прав учащихся на самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют использовать эти права на практике. Отсюда фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.
  • неготовность детей к организации школьного самоуправления. Ответственность жедают брать на себя не все школьники. Нужен контроль со стороны администрации, роль связующего звена отвести классному руководителю
  • Главное. дети поддерживают лишь то, что сами создают или, по крайней мере, поучавствовали в создании чего-либо.
  • игнорирование специфики образовательного учреждения, контингента учащихся.
В свете нового Закона об образовании и профессионального стандарта педагога (вступит в действие в 2014г), наблюдается тенденция, что учитель больше воспитатель, нежели человек, дающий знания. Он должен обладать серьезной психологической подготовкой и знать педагогику, уметь применять различные педагогические технологии и приемы на уроках и во внеучебной деятельности. Статья 20 Закона об образовании говорит о инновационной деятельности, которую вправе вести образовательное учреждение, а также об экспериментальной деятельности.  

О днях самоуправления. Как показывает практика, старшеклассникам очень нравится быть на месте учителей, а ученикам младшего и среднего звеньев нравится учится у старшеклассников. Почему бы не сделать день самоуправления - традицией школы, причем этот день проводить не один раз, а два, три, четыре раза в год? Учитывая острую нехватку педагогических кадров в России, можно попытаться решить проблему путем выявления талантливых ребят путем их более частой тренировки?